Кирилл Янков: «Пассажир имеет право знать»

Кирилл Янков: «Пассажир имеет право знать»

— Кирилл Вадимович, интересы пассажиров находится в компетенции самых разных ведомств и обществ: Роспотребнадзор, транспортная милиция и так далее. Зачем нужен еще и «Союз пассажиров»?

— У названных вами организаций — достаточно широкий профиль. И пассажиры — это только малая часть из перечня задач, ими решаемыми. Нашей же идеей было создание общественного объединения, которое сконцентрирует все свои усилия на том, чтобы транспорт развивался и функционировал для пассажиров. И, как выяснилось, экспертов в этой области до нас не было.

— Итак, давайте конкретно. Кто, по вашему определению, является пассажиром?

— Это все, кто пользуется общественным транспортом — летает самолетами, ездит на поездах, бороздит реки и океаны на пароходах и круизных лайнерах, и даже те, кто перемещается по городу на автобусах, троллейбусах, трамваях, метро. Подобные организации действуют во всем миру. Причем, все они появились не так давно. Например, старейший Союз пассажиров, который находится в Берлине, образован в 1997 году, европейская организация — в 2002-ом, а мы — в 2012 году. Именно к началу XXI века общественный транспорт достиг достаточно высокого уровня развития, и без учета мнения пассажиров вектор его дальнейшего развития размыт.

— Какими же вопросами вам приходится заниматься?

— К нам чаще обращаются с проблемами: задержки авиарейсов, неудобные маршруты автобусов, опасные переходы через железнодорожные пути, деятельность контроллеров, — всего не перечислишь… Перед новогодними праздниками, к примеру, мы встречались с главой московского метрополитена, обсуждали как можно улучшить навигацию на станциях. Все наши предложения приняты и в ближайшее время, я надеюсь, будут реализовываться.

— Неужели кто-то пожаловался?

— Ну, мы ведь тоже пассажиры. И очевидные вещи замечаем. Если говорить о понятности стрелок, указателей, информационных табло, то в других странах это реализовано куда лучше, чем в Москве. И это надо признать. А так как наша столица с каждым годом принимает все больше туристов, в том числе и иностранцев, не владеющих русским, то проблема назрела и требовала решения. Даже в Санкт-Петербурге в метро ориентироваться проще. При том, что город за счет захода круизных судов сейчас лидирует по объему въездного туристического потока. Кстати, еще один вопрос, требующий ответа, — быть или не быть рекламе в московском метро. В феврале мы обсудим его с Дмитрием Пеговым.

— Проблемы с городским транспортом существуют не только в Москве.

— Да, в регионах их не меньше. И решать сложнее, потому что мы здесь, а они — в сотнях километрах. Тем не менее, нам это удается. Вот сейчас, например, вместе с властями Костромы разрабатываем новую систему городского общественного транспорта. А недавно к нам обратились жители Ростова-на-Дону. Кто-то решил, что рейсовый автобус больше не будет заезжать к аэропорту, хотя объективных причин для этого не было. Итог — городская администрация вместе с ГАИ уже занимаются этим вопросом.

— В последнее время в прессе активно обсуждаются проблемы, связанные с авиаперевозкой. От задержек и отмен рейсов до последствий «лоукостинга». Может ли Союз пассажиров повлиять на решение этих вопросов?

— А мы и влияем. Активно общаемся с руководством, направляем официальные письма, претензии, а если не помогает, то даже судимся. Одна из обязанностей Союза — юридическая помощь и поддержка пассажиров. Мы проводим экспертизу по каждому случаю, и, если права действительно нарушены, а перевозчик не оказывает никакого содействия, тогда доводим дело до суда и, надо сказать, выигрываем процессы.

— Возможно ли изменить ситуацию, когда сотни пассажиров с билетами на руках не могут вылететь, потому что авиакомпания отменяет один рейс за другим по причине якобы метеоусловий?

— Сложный вопрос. В данном случае очень трудно придраться к авиакомпании. У перевозчика есть возможность при ухудшении метеоусловий отменять рейсы, и ничего ему за это не будет. Сейчас компенсация за задержку вылета невелика — всего 25 рублей в час. Другое дело — не за горами присоединение России к Монреальской конвенции. Это должно произойти до 2020 года. Тогда в случае задержки рейса авиакомпания обязана будет компенсировать каждому пассажиру до 6 000 долларов США.

— А вы как считаете, российские правила перевозки от 2007 года уже пора пересмотреть? Многие говорят, что они якобы устарели…

— Проблема не столько в правилах, сколько в их соблюдении и интерпретации. Пассажиру бесплатно разрешается провезти до 10 кг багажа. Но желая заработать, одни авиакомпании требуют перевозить их в салоне, а если хотите в багаже, то платите отдельно. Другие — наоборот: сдавайте свою «десятку» в багаж, а с собой даже маленький рюкзак не взять.

— Но это же лоукостер. Из-за низких цен приходится мириться с некоторыми неудобствами…

— Такое отношение к пассажирам вовсе не характерная черта всех лоукостеров. В современных условиях грань между регулярным перевозчиком и так называемым дискаунтером уже почти стерлась. И низкие цены — это не признак отсутствия сервиса.

— Многим ведь сервис и не нужен. Лишь бы долететь, и чем дешевле, тем лучше. И перелет, например, до Сочи за 999 рублей делает отдых доступным для многих.

— Не так все просто. Тариф 999 рублей действительно существует, например, у «Победы», которая любит объявлять акции и распродажи. Но дело в том, что ни одна авиакомпания не отчитывается, сколько кресел было продано со скидками. Вполне допускаю, что всего одно.

Или еще один пример: авиакомпании говорят, что введение невозвратных тарифов значительно удешевит перевозку. У меня сразу возникает вопрос: за счет чего?

То же и с субсидиями. Перевозчикам из госбюджета компенсируют часть расходов на организацию сообщения с дальними регионами России и с Крымом. Но ведь никто не знает, сколько человек реально воспользовались теми дешевыми билетами, частично оплаченными из казны. Я неоднократно разговаривал на эту тему с экспертами от авиации. Все понимают проблему и соглашаются, что да, надо бы отчетность по тарифам ввести. Только вот пока никаких конкретных шагов в этом направлении, увы, не предпринимается.

— Вопрос к вам как к эксперту. Когда, через сколько лет, у нас в России  транспорт будет удобным, современным и комфортным?

— Ответ простой: когда ВВП в нашей стране возрастет до уровня самых развитых стран — Швеции или Германии, тогда и транспорт будет соответствующим. На самом деле, мы к этому стремимся. И надо сказать, за последние 20 лет многое поменялось в лучшую сторону: обновляется парк, совершенствуется дорожная инфраструктура. Правда, чем дальше от центра, тем медленнее это происходит. 

— То есть через год чуда не произойдет?

— Не ждите чудес. Выберите свой маршрут, купите билет, и пусть от дороги у вас останутся только приятные впечатления. А лучше, если вы ее вообще не заметите. Если же вдруг столкнетесь с трудностями, теперь вы знаете куда обратиться.

Источник: turizm.ru

Leave a comment

  • Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет.
  • Обратитесь к нам прямо сейчас!